Санкт-Петербург. Фото.
Михайловский (Инженерный) замок. Фотобанк
Участок, на котором находится
Михайловский (Инженерный) замок Санкт-Петербурга фото,
в начале XVIII века был частью Летнего сада - основанной
Петром I царской усадьбы. Здесь, рядом с местом
соединения Мойки и Фонтанки, в 1740-х годах был
построен Летний дворец Елизаветы Петровны.
В первый же месяц царствования
Павла I, 28 ноября 1796 года, вышел указ: "для постоянного
государева проживания строить с поспешанием новый
неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого
Летнего дома". Император не желал жить в Зимнем дворце. Он
предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления
веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто
солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился
юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: "Иди к
императору и передай мою волю - дабы на этом месте был
воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила". Солдат,
сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом
императору. Так якобы и было принято решение о строительстве
нового дворца, так было дано ему имя - Михайловский. Санкт-Петербург фото
Проектирование нового здания
Павел I поручил архитектору Василию Ивановичу Баженову,
наставнику императора в архитектуре. Предварительный план
будущего строения нарисовал сам Павел.
Закладка Михайловского замка
состоялась 26 февраля 1797 года в присутствии Павла I.
Баженов не мог присутствовать на ней из-за болезни. Для
церемонии был изготовлен специальный кусок итальянского
мрамора с надписью "В лето 1797-е месяца февраля в 26 день
положено основание сему зданию Михайловского замка..." [Цит.
по: 1, с. 144] Для участников закладки приготовили кирпичи
из полированной яшмы. По эскизу Винченцо Бренны изготовили
серебряный молоток, лопатки и позолочёные блюдца с золотыми
и серебрянными монетами. Закладную известь императору
подавал архитектор Егор Соколов, императрице - Винченцо
Бренна, великим князьям и княжнам - чиновник интендантской
службы Григорий Баженов (однофамилец архитектора).
4 марта 1797 года объявлено
новое решение: "Строение Михайловского дворца поручить
беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику
Бренне" [Цит. по: 1, с. 145]. Винченцо Бренна, в отличие от
Баженова, согласился строить дворец "в великом поспешании".
Он был не архитектором, а только лишь декоратором. Поэтому
при управлении строительством в точности следовал проекту
Баженова. Весной 1795 года Бренна сломал руку, поэтому
чертежи сам делать не мог.Санкт-Петербург фото
В помощниках Бренны числились
Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены
чертежи и переданы императору с обращением: "Ваше
Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством
планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок
согласно основам и правилам искусства..."
Император вносил в проект
собственные предложения и требовал их исполнения. Так
внутренний двор здания стал восьмиугольным. Это, вероятно,
должно было напоминать всем, что Павел I является
гроссмейстером Мальтийского ордена, имеющего как раз
восьмиугольную форму. В восточной части замка императором
было приказано соорудить широкую парадную лестницу, которая
вела лишь в небольшую караульную комнату.
Павел I торопил и ускорял
строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин
статского советника, ему в помощь были направлены Чарльз
Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной
работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников.
"Особой экспедиции для строения"
было приказано завершить вчерне строительные работы к 1797
году. Из-за этого приходилось работать круглосуточно. В
тёмное время суток строители, чьё количество было доведено
до 6 000 человек, пользовались факелами.
Для ускорения работ сюда были
переброшены строительные материалы, предназначенные для
других строек: декоративный камень, колонны, фризы и
скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии
художеств; со стройки Исаакиевского собора - фриз, который
поместили над главными воротами; из Таврического дворца -
наборный паркет. Санкт-Петербург фото
На фризе юго-восточного фасада
расположена надпись: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ
ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Существует легенда, что смерть Павла I
была предсказана, якобы количество лет императора будет
равно количеству букв в тексте этого изречения. Было
предсказание или нет - сказать точно невозможно, но факт
совпадения налицо. Тимпан фронтона того же фасада содержит
барельеф "История заносит на свои скрижали славу России",
созданный скульптором П. Стаджи.
Ради скорейшего украшения
интерьеров Павел I отменил пошлину на ввозимые из-за границы
предметы, предназначенные для Михайловского замка. Два
плафона Большого Тронного зала были сделаны из единого
полотна "Аллегория блаженства царствования императрицы
Елизаветы Петровны", написанного художником Д. Валериани для
Большого зала в Екатерининском дворце. Его перенесли в
Михайловский замок в 1800 году, разрезали на две части
("Аллегория Победы" и "Аллегория Мира") и вставили в новые
подрамники.
В отделке помещений
Михайловского замка принимали участие скульпторы П. Стаджи,
П. Трискорни, художники Д. Скотти, А. Виги, Я. Меттенлетер и
многие другие.
Пространство вокруг дворца было
коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался
от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота,
средний проезд которых предназначался только для членов
императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая
аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и
манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных
павильонов (кордегардий), за которыми начинались
предзамковые укрепления. Санкт-Петербург фото
C 1798 года облицовывались
окружающие Михайловский замок каналы. 30 апреля подряд на
облицовку был отдан петрозаводским купцам Ефиму и Филиппу
Бекреневым (отцу и сыну). Вокруг дворца берега выкладывались
"диким камнем", а вокруг парадных мест - тосненскою
цокольною плитой. 2 августа 1799 года Ефим Бекренев обязался
выложить камнем канал между замком и Летним садом. Работы
предполагалось завершить к октябрю следующего года.
Тогда же перед главным фасадом
Михайловского замка создавалась площадь Коннетабля
(плац-парад главнокомандующего армией). Площадь
предназначалась для так любимых Павлом I военных учений и
парадов. Она тоже окружалась широким рвом, через который был
переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам
моста были размещены пушки. В центре площади - памятник
Петру I. За памятником - ров и три моста. Средний мост
предназначался только для императорской семьи и иностранных
послов. Он вёл к главному входу.
Санкт-Петербург фото
В 1988 году Музею истории города
было предложено рассмотреть возможность использования
помещений, которые освобождались после переезда из
Михайловского замка института "Ленгипроэнерго". Получить
здесь новые площади Музей истории города не успел. В 1991
году Русский музей выкупил треть помещений замка, а спустя
четыре года выкупил его полностью. В настоящее время в залах
открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею
Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты
Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.
Санкт-Петербург фото
|